Краеведческий кружок
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение 
"Ларинская средняя общеобразовательная школа"
Уйского  муниципального  района
Челябинской области          

 

Краеведческий кружок

                           Пояснительная записка.

 Интерес школьников к изучению истории и общественно-политической жизни родного края всегда находится на очень высоком уровне. Значительную роль в удовлетворении этого интереса играют школьные исторические кружки, клубы и общества учащихся. К основным принципам кружковой работы можно отнести: 1.общественно- полезную направленность; 2.разнообразие и увлекательность внеклассных и внешкольных занятий; 3. участие общественности в организации внеучебного времени учащихся. При составлении программы учтены эти принципы.

     К основным целям краеведческого кружка можно отнести: воспитание любви к родному краю; уважительного отношения к местным  культурным ценностям; формирование интереса к истории родного края и активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

 

  

                                                          Программа.

 Цели и задачи изучения истории родного края. Важность поисковой работы. Общий обзор истории родного края. Взаимосвязь истории и современности. Беседы по технике безопасности: правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, действия при неадекватном поведении респондентов, действия при форсмажорных обстоятельствах на природе и в сельском поселении.

    Природно-климатические и ландшафтные условия Южного Урала. Особенности хозяйственного развития региона. Понятие Природно-хозяйственного комплекса.

      Казачество как этнический и социокультурный феномен. Особенность уральского казачества. История формирования, значение казачества для развития российской государственности. Быт и нравы казачества в истории и современности.

      Казачество как военно-земледельческое сословие. Военная организация казачества. Участие казаков в военных событиях 18-19 веков – общий обзор.

     Общий обзор истории Кулахты – Ларино. Экономическое и социально-политическое развитие. Топонимика с.Ларино: народные названия районов села, их происхождение, народная этимология.

      Первый председатель с.Кулахты: жизнь, деятельность. Дом и памятник С.Т.Ларина, современное состояние

     Орембургские казаки в войне 1812г. Полки с Южного Урала. Атаман Платов. Топонимистические следы участия орембургских казаков в заграничном походе русской армии.

      Гражданская война на Южном Урале. Раскол казачества на два лагеря. Отряды Луконина, Выдрина и Богатырева. Причины победы красных, Судьба южноуральского казачества.

        Родной край в годы коллективизации. Раскулачивание. Спецпереселенцы. Судьбы земляков в период коллективизации и чрезвычайных мер.

       Наши земляки – участники В.О.в. Персоналии, боевой путь. Сталинградская битва, Вандышев Е.Н., Василенко Д.С., КутуковН.П. – герои Советского Союза.

       Труженники тыла – персоналии. Условия труда и быта. Вклад колхозного района в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Женщины – труженницы тыла: Усольцева Г.Т., Васильева О.С.

       Гордость Ларинской СОШ: Приданникова Е.Б., Тетюева М.Ф., Замотохин С.В. и др.: ученическая и профессиональная судьба.

Отдельные судьбы выпускников Ларинской СОШ: военнослужащие, погибшие или раненные в горячих точках, выпускники врачи, инженеры, учителя.

       Учителя Ларинской СОШ – отличники народного просвещения: Василенко В.И., Логинов Р.Г. – биографии.

       История Ларинской СОШ. Биография Маниченко А.Я., его раоль в строительстве нового здания школы и организации учебно-воспитательного прцесса. Последующие директора Ларинской школы и их вклад в ее развитие.

      Совхоз «Миасский» в годы подьема: социально-экономическое характеристика. Главный зоотехник совхоза Гринин А.А. Социально-культурное развитие.

      Ларинское поселение на современном этапе. Деятельность Вьюхина В.В. на посту главы администрации Ларинского сельсовета. Отражение пореформенного периода 90-х гг. в России на состояние родного края. Воронин А.А. на посту главы Ларинского поселения: социальная политика, перспективы и трудности.

        Культура и быт села в настоящее время. Деятели культуры с.Ларино: Логинов Р.Г., Дресвянников П.С., Корепанов П.В., Приданникова Т.В., Горбунов А.Т., Малахова В.К., их вклад в развитие духовной жизни поселения.

 

                         Литература:

  1. Кружковая работа по истории и краеведению: Сб. статей. Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение,1984.
  2. Методика историко-краеведческой работы в школе6 пособие для учителей. Н.С. Борисов, В.В. Дранишников. М.: Просвещение,1982.
  3. История Урала с древнейщих времен до конца 19в. :пособие для учащихся. Алексанров Н.П. М.: Просвещение,1979.
  4. «Станица золотой долины» Шибанов В.П., Челябинск,1996. 

 

                                         Учебно-тематический план.

 

       тема

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практичес-кие

занятия

Работа с обществен-ностью

  1. Цели и задачи курса, общая хар-ка.

2.      Беседа по технике безопасности.

3.      Природа наших мест в годы заселения Уйского края. Современные природно – климатические условия.

4.      Казачество, быт и нравы: история и современность.

5.      Яицкие, Орембургские казаки в войах 18-19в.

6.      История Кулахты – Ларино.

7.      Топонимика с.Ларино.

8.      Первый председатель Кулахтинского с/с С.Т.Ларин.

9.      Орембургские казаки в войне 1812г.

10.  Гражданская война в нашем крае.

11.  Колхоз «Парижская коммуна» 1929 –1956.

12.  Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

13.  Герои Советского Союза – наши земляки.

14.  Все для фронта – все для победы.

15.  Женщины нашего села – труженицы тыла.

 

16.  Яркие личности: учащиеся

Ларинской СОШ – медалисты, спортсмены.

  1. Судьбы наших выпускников (отдельные биографии).
  2. Учителя Ларинской СОШ.
  3. Краткий обзор истории школы.
  4. «Миасский» совхоз в годы подъема 60-80-е гг.
  5. Социально – политическое развитие Ларино на современном этапе.
  6. Культура родного края на современном этапе.

1

 

2

 

 

4

 

 

4

 

2

 

3

2

 

1

2

 

3

 

3

 

4

 

4

 

3

 

2

 

 

6

 

 

5

 

4

2

 

3

 

3

 

 

3

 

 

66

1

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

 

2

1

 

1

2

 

2

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

32

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

 

2

 

3

 

1

 

1

 

 

3

 

 

3

 

1

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

 

2

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

8


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»